Отметки

от | Мар 6, 2023

Во втором классе школы дети начинают получать отметки за  выполненные задания. И работа в классе, и домашняя работа, и чтение вслух, и рассказанное наизусть стихотворение, — все оценивается учителем по привычной 5-балльной шкале.

Этап введения отметок непрост для ребенка, впрочем, для родителей и учителя тоже. Ребенок  в этом возрасте далеко не всегда может адекватно оценить свою работу. Ему кажется, что, раз он старался, то и оценка должна быть хорошей. Родители же часто переоценивают возможности ребенка, требуя от него только пятерок. Мы нередко забываем о том, что к любому успеху нужно идти, и этот путь, именуемый учебным процессом, сам по себе очень ценен. При правильном отношении нас, взрослых, ошибки могут стать важным элементом обучения. Не зря же говорят: « На ошибках учатся», «Не ошибается тот, кто ничего не делает», «Успех радует, а учит ошибка», «Умный не стремится избегать ошибок, а стремится их исправлять».

Задача педагога   –  научить ребенка видеть свои ошибки, анализировать их,  исправлять  и понимать, почему именно такая отметка поставлена учителем. Эта работа продолжается на протяжении всего периода обучения ребенка в школе.

Второклассники находятся в начале этого пути.  Они очень хотят быть успешными, для них это равнозначно тому, чтобы быть хорошими и любимыми. Часто дети  воспринимают отметку за конкретную работу как  оценку самого себя. Ребенок может думать о себе так: «Мне поставили двойку, значит, я плохой». От нас, взрослых, зависит, закрепится у ребенка тенденция к низкой самооценке или он научиться воспринимать ошибку как неотъемлемую часть любого обучения.

Что могут сделать родители, чтобы помочь своему ребенку  в период введения отметок чувствовать себя уверенно?

  1. Узнайте, каковы критерии выставления отметок по тому или иному предмету. Тогда вам легче понять самим и  объяснить ребенку объективность выставленной отметки.
  2. Избегайте встречать ребенка после школы словами: «Какие сегодня у тебя отметки?» Сначала просто посмотрите на него. Возможно, выражение лица вашего ребенка все скажет лучше слов. Спрашивайте, что нового он узнал, что понравилось, а что было трудно сделать.
  3. Постарайтесь сами не расстраиваться, если ребенок принес низкую отметку. Помните, что это оценка конкретной работы, а не ребенка. Детская любовь в этом возрасте часто выражается в стремлении соответствовать родительским ожиданиям. Дети становятся тревожными, когда считают, что виноваты в переживаниях родителей.
  4. Если вы все-таки расстроились, спросите себя: «Что меняется для меня, когда я вижу низкую отметку в тетради моего ребенка?». Каковы ваши ожидания? Может ли ребенок сегодня им соответствовать?
  5. Сравнивайте  сегодняшние достижения ребенка со вчерашним уровнем его развития, а не со сверстниками. Учеба – это не спорт.  Все дети уникальны, у каждого свой путь и темп развития. Ребенок, успешно решающий посильные задачи, счастливее ребенка, вынужденного с  раннего возраста тянуться за сверхожиданиями взрослых…
  6. Начинайте работу над ошибками и любую другую учебную работу, когда и вы, и ребенок уже успокоились. Показывайте ребенку, что вы верите: трудности преодолимы, у него все получится.
  7. Заботьтесь о поддержании авторитета учителя. Избегайте обсуждения действий учителя в присутствии ребенка. Если вам что-то непонятно с отметками вашего ребенка – свяжитесь с учителем сразу, не откладывая, пока выполненная с ошибками  работа еще свежа в памяти ребенка.