Как влияет атмосфера в доме, семье на поведение ученика в школе?
Безусловно, атмосфера в семье влияет на поведение ребенка – как в стратегическом, так и в тактическом ключе. Именно в семье формируются базовые представления личности о себе и о мире. Именно семья и все происходящие в ней события (рождение нового ребенка, болезни родных, переезды, новая работа родителей, развод и т.п.) будут составлять значительную часть мыслей, чувств, надежд школьника.
Важно помнить, что основную часть информации о себе и о мире ребенок усваивает еще ДО школы, когда его мозг еще не способен к анализу. Ребенок еще не может связать два события, например, недельное отсутствие мамы дома и ее грусть. Его оберегают от травмирующей информации, он не знает, почему мама была в больнице и почему грустит. Желая изменить ситуацию, дошкольник отвлекает маму капризами, а то и заболевает. И это срабатывает! Мама снова с ним!
Так что в школу дети приходят с уже сформированными стратегиями поведения. Особенно хорошо они видны, когда ребенок (да и взрослый тоже) попадает в стрессовую ситуацию. Эти стратегии поведения описала Вирджиния Сатир, американский психолог-гуманист. По ее мнению, в пять лет человек уже обладает определенным опытом общения. К этому времени ребенок имеет представление о себе, окружающих людях и возможностях во внешнем мире. Человек опирается на эти представления, пока не сталкивается с их опровержением. И такое столкновение часто происходит в школе. Потому что сложившиеся в семье стратегии поведения ребенка проходят проверку общением за пределами семьи.
Что именно влияет на поведение ребенка?
— мысли и чувства, которые каждый человек испытывает по отношению к себе. То, В. Сатир называла самооценкой;
— пути, которым следуют люди, чтобы понять друг друга. То, что она назвала коммуникацией;
— правила, которых люди придерживаются в своей жизни. Иногда они составляют некую совокупность, семейную систему;
— то, как люди общаются с окружающими людьми и сообществами за пределами семьи. Это связь с обществом.
Если ребенок в школе проявляет беспокойство, тревожен, плачет, грубит, дерется и так далее, — все это может быть симптомом того, что у ребенка низкая самооценка, общение в семье происходит не прямо, неопределенно и не слишком честно; семья живет по жестким правилам. В таких случаях и социальные связи ребенок устанавливает с позиций страха, обвинений или заискивания.
Такой ребенок пытается скрыть свои чувства одним из следующих способов:
- Заискивает, чтобы партнер не сердился.
- Обвиняет так, чтобы партнер почувствовал в нем силу.
- Полностью абстрагируется от своих чувств.
- Отвлекается и игнорирует «угрозу», стрессовую ситуацию, ведет себя так, будто ее и нет.
В школе это может выглядеть так: ребенок ведомый, он не проявляет личного мнения, не отстаивает его перед товарищами; ребенок считает себя виноватым во всем; ребенок обвиняет окружающих во всех своих неудачах, ребенок не понимает, что чувствуют другие, ему свойственна « эмоциональная глухота»; наконец, школьник ведет себя как клоун, неадекватно ситуации.
В стрессовых ситуациях (контрольная работа, соревнования, экзамен и т.п.) такое поведение усугубляется.
Поэтому психологи рассматривают нежелательное с точки зрения социума поведение ребенка как симптом неблагополучия, и самой лучшей и быстрой помощью ребенку может быть психологическая работа как с ребенком, так и с его семьей.
Такая работа направлена на изменения в тех же четырех областях, названных выше. Хорошим результатом психологической работы будет высокая самооценка ребенка; прямое, ясное, честное, конкретное общение с ним в семье; гибкие, гуманные, соответствующие обстоятельствам семейные правила и, как результат — открытые, доверительные социальные связи.
Тут уместно задать вопрос: «Неужели семья влияет на ребенка НАСТОЛЬКО сильно?». Ведь довольно часто родители считают, что до поступления в первый класс у ребенка проблем не было, и только с приходом в школу он стал капризным, тревожным, начал драться и т.п.
Дело в том, что школа вначале УСИЛИВАЕТ имеющиеся трудности, как и спортивная секция, как и любая серьезная структурированная деятельность, требующая от ребенка напряжения всех его сил. Надо пристально наблюдать за школьником в период адаптации – многие из названных поведенческих проявлений пройдут, когда ребенок привыкнет к школе. Если же нет – с этим стоит работать родителям вместе с учителем, классным руководителем, психологом.
Школу ребенок может поменять, а семью – нет. Семья является опорой для школьника. В семье, где ребенка понимают и поддерживают, где ему определяют зону собственной ответственности, соответствующую возрасту, где принимают его чувства и учат с ними обращаться, — ребенок чувствует себя одновременно любимым и защищенным, умелым и нужным другим. Жить ему безопасно и интересно. И трудности, с которыми он встречается в школе – ему по силам. У него сформированы и продолжают укрепляться позитивные стратегии преодоления жизненных вызовов, будь это экзамен, контрольная работа, отношения с одноклассниками и т.д.
Руководитель психологической службы
начальной Ломоносовской школы
Лохматова Татьяна Васильевна