Адаптация к школе

от | Мар 6, 2023

И снова об адаптации первоклассников

 

Середина учебного года. Позади первые восторги и первые открытия первоклассников, привыкание к новым людям, к новому режиму дня, новым  школьным обязанностям…

Родителям уже может казаться, что процесс адаптации к школе прошел успешно, больше не о чем беспокоиться.

Опыт начальной Ломоносовской школы говорит о другом. Необходимо смотреть на весь ПЕРВЫЙ год жизни ребенка в школе как на адаптационный, в ходе которого школа и родители закладывают важные ритмы на весь период обучения в школе. А это 9 или 11 лет, не шутка!

Самый важный ритм – нагрузки и отдыха.

Начнем с каникул. Некоторым родителям кажется, что, предоставив ребенку полную свободу в каникулы, они помогут ему отдохнуть. Но это не так. Наоборот, после каникул многим детям трудно включиться в работу,  и процесс адаптации (возвращение к школьному ритму) надо начинать сначала.

Поэтому важно каникулы планировать: например, увеличить время сна, но так, чтобы отход ко сну происходил в то же время, что и во время учебы. Позаботиться о том, чтобы у ребенка были новые впечатления (театр, цирк, музей, лучше с интерактивной программой), но при этом он не был бы перегружен — не более одной поездки в день. Нарушать ритм приема пищи в каникулярное время тоже не полезно.

Педагоги и психологи Ломоносовской школы советуют воздержаться от дальних поездок в течение всего первого года обучения, особенно, если имеет место резкая смена климатических зон. Если такой поездки не избежать, то вернуться необходимо за два-три дня до начали четверти, чтобы организм ребенка мог адаптироваться, и климатическая адаптация не наложилась бы на школьную.  

 

Многие родители думают, что после каникул ребенок может приступить к занятиям на 2-3 дня позже и в этом нет ничего страшного.

Но это не так. После каникул ребенок тоже нуждается в адаптации к режиму, ритму, требованиям учителя, к одноклассникам. Учитель дает возможность ученикам рассказать о своих впечатлениях и эмоциях полученных на отдыхе и включиться в работу, напоминает пройденный материал, постепенно наращивает скорость предъявления материала.

Для учеников этот процесс остается практически незаметным, но мы видим, что через 2-3 дня класс уже активно работает на уроках.

Те дети, которые по каким-либо причинам возвращаются после каникул с опозданием,  не имеют возможности  постепенно адаптироваться вместе с классом. Ребенок испытывает большое напряжение,  пытаясь соответствовать ритму класса и требованиям учителя. Все это приводит не только к трудностям усвоения учебного материала, но в некоторых случаях даже к болезни ребенка. А ведь потом необходимо будет догонять класс!

Поэтому родителям очень важно помнить о своей ответственности при планировании отдыха!

Мы уже говорили о том, как сильно увеличивается нагрузка на ребенка с началом школьного обучения.

Довольно часто родители думают, что, освободив ребенка от всех домашних обязанностей, они помогут его школьному обучению. Это фатальная ошибка! Дело в том, что благодаря выполнению несложных домашних дел (накрыть на стол, убрать постель, игрушки, рабочее место и т.п.) дети получают неоценимый с психологической точки зрения опыт. Это развивает не только самоорганизацию, ответственность, самостоятельность, но и служит образованию очень важной для учебной деятельности функции – формирует навык программирования и контроля.

Постоянное и последовательное выполнение одних и тех же действий  позволяет ребенку переносить этот опыт и на учебную деятельность,

 Ведь все мы, взрослые, хотим, чтобы ребенок грамотно, красиво и быстро писал, считал хорошо, решал задачи. И не задумываемся о том, что все это – программы. Написать предложение – это программа: в начале – заглавная буква, в конце точка. То же и с решением задач, и с другой учебной деятельностью. А предпосылки к формированию таких  действий лежат в дошкольном опыте ребенка. Научить ребенка накрывать стол к обеду – справа от тарелки положить ложку и нож, слева – вилку и т.д. — значит помочь ему освоить программу действий. Научить завязывать  шнурки, самостоятельно одеваться, собирать портфель – то же самое, это все программы, которые необходимы школьнику.

Итак,  какими должны быть каникулы первоклассника:

  1. Режим дня, в том числе режим сна и бодрствования может быть изменен, но он должен быть!
  2. Новые впечатления необходимы, но ребенок не должен быть перегружен ими.
  3. Школьные каникулы – это отсутствие посещения школы, но не домашних дел и обязанностей.

Все это, конечно, относится и к выходным дням.

Теперь о нагрузках в течение учебного года.

Очень важно помнить, что психика детей младшего школьного возраста сильно зависит от физиологии. Уставший ребенок будет избегать напряжений, в первую очередь интеллектуальных.  И родители, скорее всего, услышат от него: «В школе мне скучно, не интересно». В этом случае довольно часто родители требуют от учителя усилить нагрузку, сделать уроки более насыщенными для ребенка… И тем усиливают проблему, ведь детское «мне скучно» — это на самом деле «мне трудно». Родителям не просто  поверить, что ребенок устал, потому что он готов играть, бегать, двигаться без остановки. Им кажется,  что сил у ребенка много. На самом деле первоклассник так сбрасывает напряжение, через движение.

Не понимая , что ребенок сильно устает, родители записывают ребенка в кружки, секции, а то и начинают серьезные спортивные тренировки, усиливая перегрузку ребенка. 

Надо помнить, что начинать спортивную, музыкальную карьеру надо не одновременно с началом школьного обучения, а до или после первого класса. Тогда у ребенка будет больше шансов  успешно пройти адаптационный период.

Родители нередко бывают убеждены, что если ребенок еще до школы умеет читать и считать, то он будет успешен в школе. Однако для школьной успешности нужно другое: развитые по возрасту мышление,  внимание, память, мелкая моторика руки, зрительно-моторная координация,   необходимый уровень развития речи и произвольности поведения. 

Для освоения современной школьной программы от ребенка требуются также значительные  интеллектуальные усилия. Ребенок тратит силы на поддержание высокой интеллектуальной активности, но при этом сил на поддержание произвольного поведения уже не хватает… Капризы, слезы, повышенная возбудимость – это тоже сигналы перенапряжения ребенка.

Педагоги и психологи начальной Ломоносовской школы наблюдают за ребенком для определения оптимального времени именно интеллектуальной нагрузки, часто меняют виды деятельности на уроке, и советуют родителям делать то же самое дома. Если ребенок позавчера читал 15 минут, вчера 10, а  сегодня устал через 5 минут – это сигнал для родителей. Проверьте, все ли в порядке с режимом дня, впечатлениями и эмоциональным состоянием ребенка, переключите его на другую деятельность, спокойные домашние дела.

Важно прислушиваться к рекомендациям специалистов – учителя и психолога, а также ставить их в известность о ситуациях и событиях в жизни ребенка, которые нарушили режим или привели к напряженному эмоциональному состоянию первоклассника. Так педагоги смогут быстрее скорректировать учебную нагрузку на данный период, чтобы избежать негативного влияния перегрузки на учебную мотивацию ребенка.

Школьная жизнь ритмична – ритм задает чередование уроков и перемен, четвертей и каникул, будней и милых школьных праздников… Включенность ребенка в этот ритм – важная составляющая адаптации к школе. Поддержание хорошей работоспособности ребенка в ритме школы –важнейшая задача взрослых — педагогов и родителей.

 

Лохматова Татьяна Васильевна